Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Этнокультурный аспект адаптации связан с необходимостью обеспечить в ходе социокультурной модернизации населения, сохранение его культурного и этнического разнообразия.
Как эта проблема решается на Ямале изучали представители образования Белоярского района в числе делегатов от Ханты-Мансийского округа с 08.02 – 10.02 2016 года.
08.02.2016г. делегаты побывали в школе-детском саду п. Горнокнязевск, в которой обучаются 13 детей дошкольного возраста и 15 детей получают начальное общее образование.
09.02.2016 г. состоялась поездка в тундру. Делегаты увидели организацию получения образования в чуме с кочующими педагогами, в мультифакторном образовательном узле «Паюта», организацию дошкольного образования для детей, проживающих с родителями в чумах, в консультационном центре фактории Паюта.
По пути делегаты встретились с Анной Павловной Неркаги, создателем «Земли надежды» и организатором кочевого образования.
10.02.2016 г. в Региональном институте развития образования состоялось совещание делегатов Ханты-Мансийского автономного округа и представителей образования Ямала. На совещании обсуждались проблемы методического сопровождения регионального проекта «Кочевая школа», создания кочевых дошкольных групп, перспективы организации дистанционного обучения детей в местах кочевий.
Делегаты посетили Ямальский многопрофильный колледж, в котором выпускникам, в том числе и детям с ОВЗ, есть возможность получить образование по 16 специальностям.
На Ямале 14 кочующих школ и детских садов, в которых обучаются 106 детей дошкольного возраста, 77 детей получают начальное общее образование, в них работают 22 кочевых педагога.
Характерной особенностью организации образовательного процесса в кочевых образовательных учреждениях являются малая наполняемость классов, разновозрастной состав учащихся, вариативность учебного графика с учетом специфики традиционного хозяйствования, вахтовый метод обучения, повышенная потребность использования дистанционных форм обучения.
Образовательные бренды Ямала:
- «Кочевая школа» (качественное образование и вековые традиции), региональный бренд;
- Школа Анны Неркаги, муниципальный бренд, Приуральский район;
- «Чум как центр этнокультурного образования», муниципальный бренд, Приуральский район;
- «Авангард» (организатор предшкольной подготовки, муниципальный бренд, Тазовский район;
- «Сезонная кочевая школа», муниципальный бренд, Шурышкарский район.